Фил Дунский


Фил Дунский — один из самых классных российских иллюстраторов. Он работает с множеством иностранных компаний, делая их бренды веселее и жизнерадостнее. И интервью с ним получилось такое же позитивное, как и его картинки.





Ты учился рисунку где-то? Расскажи об этом.
Учился в институте на художественно-графическом факультете, там почти все дисциплины, особенно рисунок и живопись, были на самообучении. То есть ты просто приходишь, рисуешь, рисуешь, рисуешь, потом преподаватель немного исправляет, и ты рисуешь дальше. Все как-то интуитивно было. Хотя по живописи у нас был один семестр очень интересный преподаватель, он мне много интересного показал. Ещё мне безумно нравились пары цветоведения, там разные гармонии проходили, красивые сочетания цвета. У меня тогда совсем не было культуры цвета, и я не понимал, что красиво, а что — нет. То есть мне могла нравиться совершенная безвкусица, а хорошую работу я мог не заметить. Понятное дело, что это всё субъективно. Но всё-таки, какой-никакой, вкус можно в себе воспитать.

Вообще, насколько для иллюстратора важно знание академического рисунка, анатомии, разных технических аспектов? Сейчас ты как-то совершенствуешь твою технику, свой стиль специально?
Эти знания очень помогают. Правда, я до сих пор не могу добраться до анатомии, но очень хочу. Иногда просто из-за незнания не понимаю, куда должна повернуться рука, например. Не могу представить всё и высчитать. Приходится смотреть фотографии. В каждой следующей работе стараюсь что-то новое пробовать. Где-то свет, где-то цвет, композицию сделать интереснее, штрихи другие, — разные мелочи, чтобы самому было интересно двигаться дальше.
Образование никогда не бывает лишним, но у меня есть несколько друзей, которые научились очень круто рисовать самостоятельно. Главное гореть этим. Мне пришлось после института два года реабилитироваться, восстанавливаться. Вспоминать основы, учиться рисовать. Хотя та база, которая у меня уже была, она мне, конечно же, очень помогла.


Кстати, о стиле. Твои работы с ходу можно узнать, это здорово! Как ты пришёл к этому? Ты искал свой стиль или оно получилось как-то само собой?
Сначала я рисовал совсем по-другому (можете посмотреть альбом на бихансе You don’t like it). Потом влюбился в работы Оксаны Гривиной, и мне захотелось научиться так же. Так красиво, как у неё, у меня, конечно, не получается до сих пор. Но я очень радовался, когда мне начали говорить, что мои картинки получаются похожими на её работы. Постепенно как-то стало получаться больше по-своему. Особенно когда нужно очень быстро сделать наброски, у меня получаются такие пока некрасивые, но живые персонажи, когда просто рисуешь, не думая. Вот надо как-то это использовать в работе, чтобы двигаться больше к своему внутреннему миру, но пока я не очень понимаю, как.

Твои рисунки являются отражением твоего внутреннего мира?
Да. Даже если сюжет не очень позитивный, то всё равно у меня не получается делать супер ад или грусть. Я не могу и не хочу рисовать злые штуки. В этом плане мне однажды очень помог крутейший иллюстратор Виктор Меламед, я попросил его оценить мои работы, хотел узнать, в верном ли я направлении двигаюсь. Он сказал, что из огромного количества ребят, которые рисуют в подобной технике, единственное, что меня выделяет, это радость. Вот он мне глаза на это открыл.

Твои клиенты выбирают тебя именно из-за этого стиля, как я понимаю. А бывает так, то ты делаешь работу, а они потом хотят внести в неё корректировки, которые уведут картинку далеко от её изначальной задумки и собственно стиля?
Не бывает. Они же выбирают меня именно из-за моих работ. Я не умею рисовать по-другому. Любые исправления вношу сам и получается все равно то же самое, что и было, только, как правило, ещё лучше. После каждого комментария тратишь дополнительно время на работу. Иногда кажется что все уже готово, но клиент просит что-то исправить и сразу же хочется что-то еще дорисовать, улучшить.

Как вообще клиенты тебя находят? Приходится ли тебе искать их самостоятельно иногда?
У меня есть портфолио на behance.net, revision.ru, раньше через livejournal клиенты приходили, самые первые. Сейчас жж уже не тот. Все перебрались на фейсбуки, вконтакты, вот там у меня тоже лежат картинки. Кто-то ставит лайк, комментит, это видят его друзья, и получается такой очень удобный способ пиара. Самостоятельно искать клиентов и что-то предлагать последние два года не приходилось. Вначале искал сам, но это бесполезно. Лучше тратить время на рисование, тогда люди сами будут о тебе говорить.


А помнишь, как ты нашёл свою самую первую иллюстраторскую работу, заказ?
Самые первые картинки мне заказывал мой папа, когда мне было еще 4 года, он потом их использовал в оформлении детских книжек. А вот после института первый заказ на иллюстрацию я получил, когда второй год работал в офисе графическим дизайнером. Это была очень хорошая студия и ребята все дружные, и директор всем друг и широкой души человек, я приходил туда, как к себе домой, потихоньку выполнял ежедневную рутину, всякие логотипы, фирменные стили, верстка, и параллельно учился рисовать. Иногда ребята видели, что я рисую что-то для себя и не дергали меня, ждали, пока я дорисую и отдохну. До сих пор вспоминаю эту студию. Жалко что мы не очень красиво расстались. Когда уходишь из такого места, остается ощущение, что ты всех бросил и обидел. Мне очень хотелось работать где угодно, дома, в кафешках, в разных городах и странах, не быть привязанным к жесткому графику и одному рабочему месту, ну и главное, хотелось заниматься только иллюстрацией.
Так вот, о первой иллюстрации. На меня вышла девушка из жж и попросила нарисовать картинку для статьи в московский журнал SEO (или CEO, сам не знаю таких журналов). Мне тогда казалось это безумно круто, получить такой заказ. Но сама картинка вышла странной.


Ты никогда не хотел открыть свою иллюстраторскую студию или может быть школу?
Нет. Я бы хотел открыть свою йога-студию и заниматься там с друзьями каждый день по утрам.

В какой области тебе больше нравится работать: книжная иллюстрация, веб, рекламные плакаты?
Чтобы не было ощущения однообразной работы, стоит их чередовать. В каждой области есть свои плюсы. В рекламе бывают шикарные идеи, которые очень выгодно иметь в портфолио. А вот в книжной иллюстрации пока, кроме обложек, мне еще ничего не удавалось рисовать, потому что на книги мизерные бюджеты. Но я очень хочу сделать детскую книгу. Хотя пока ещё не уверен, что готов. Это особый формат, композиции совсем другие должны быть, много воздуха для текста, контрасты по форме и всякое такое интересное. Если я и буду рисовать книгу, то только свою. Но это потом. Ещё многому нужно научиться, чтобы она получилась действительно классной.

А для себя ты что-то рисуешь?
Раньше, когда было меньше заказов, рисовал довольно много. Обычно это были портреты девочек. Сейчас совсем не хватает времени. Стараюсь какие-то задумки в коммерческих работах воплощать просто.


Откуда ты берёшь идеи и вдохновение? Что ты делаешь, если муза покидает тебя? 
Хорошие идеи обычно клиенты сразу дают. Бывают такие проекты, над которыми целая профессиональная команда трудится, и я просто рисую то, что мне скажут. Но это почти всегда так: «мы хотим, чтобы ты нарисовал всё это вот точно так же ярко, радостно и по-доброму, как это у тебя в портфолио». Разве такое может быть не интересно?
Если и бывает, что застрянешь, то можно пойти прогуляться, подышать свежим воздухом. Хорошо помогают чужие работы, я собираю в отдельную папочку крутые композиции, цвет, формы, персонажей, эмоции. Обычно главное начать, а там уже становится так интересно, что трудно заниматься чем-то другим.

Скажи, а другие стороны твоей жизни как-то влияют на твои работы? Ты занимаешься какими-то другими видами искусства?
Я занимаюсь йогой, это помогает во всех аспектах жизни. Сначала с помощью регулярных занятий мне перестало хотеться курить траву и есть разные наркотические лекарства, потом перестало хотеться курить сигареты, которых я выкуривал обычно по пачке в день в течение 10 лет, потом перестало хотеться выпивать алкоголь. Ощущение счастья и самодостаточности внутри постепенно растет и всё меньше потребности искать его снаружи. Когда тебе классно, то можно хоть что делать и тебе будет классно. Даже если это глупый заказ, все равно можно найти в нем какую-то фишку.

Покажи свою самую любимую работу. Почему она тебе так нравится?
Ой, ну это почти каждый раз самая последняя или одна из последний работ. Но это быстро проходит: хочется все переделать. Вот если прямо сейчас, то меня очень вдохновляет цвет и штрихи в работе для Metro Cash&Carry. Мне кажется, она получилась немного по-вангоговски, а я его очень люблю и хотел бы понять, как он так круто рисовал. (Кстати, пока мы готовили с тобой это интервью, она мне уже успела разонравиться).


А какую работу ты считаешь самой слабой и почему?
Это стыдно, но есть несколько работ, с которыми было сразу понятно, что заказ не интересный, идея неудачная или что-то еще, и я обычно в таком случае сразу заламывал цену так, что ну просто не реально было бы согласиться, но иногда соглашались, и приходилось работать именно из-за денег. Вот такие работы я даже в портфолио не могу показать.

Какие твои любимые иллюстраторы?
Мой друг Андрей Гордеев, мировой иллюстратор с большим количеством наград. Талантливый парень. Он раз в 10 больше меня работает, часто мне помогает советом как личный арт-директор. Если бы не он, я бы вообще не додумался заниматься иллюстрацией на фрилансе. Когда у него стало получаться, он меня вдохновил, подарил это ощущение увлеченности делом. Я до сих пор у него учусь, но знаю, что никогда его не догоню. Он очень крутой.
Оксана Гривина — делает вообще что-то невообразимое. До сих пор не понимаю, как ей так удается классно рисовать. У неё есть и видео с процессами ее работы, но мне все равно непонятно. Это действительно уникальные персонажи, всегда очень красивые цвета и тонкий юмор.

Какой совет ты мог бы дать тем, кто только собирается связать свою жизнь с рисунком и иллюстрацией?
Всё, что вы захотите по-настоящему — всё-всё получится. Просто впитывайте всё, что вам нравится как губка, не стесняйтесь копировать, и у вас обязательно получится что-то свое.



Больше работ Фила вы можете найти в его портфолио на Бихансе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий